Есть идеи и решения для розничных компаний?

Марина ХАДИНА: "Понимание возможностей современных технологий – ключевая компетенция современного HR"

Опубликовано в Внутренние технологии 14.02.2018. Автор: Марина Елина

Готов ли бизнес к автоматизации HR? Исчезнет ли человек из самой "человеческой" сферы бизнеса? Что можно автоматизировать и как будет выглядеть HR будущего - мы поговорили с Мариной ХАДИНОЙ, директором по оптимизации HR процессов HeadHunter.


RETAILER Технологии (Т): Марина, на ваш взгляд, откуда пошел тренд на автоматизацию в HR? Были ли предпосылки? Как давно?

Марина Хадина (М.Х): Есть несколько предпосылок. В наше время скорость коммуникаций и процессов сильно увеличивается, бизнесы имеют более высокую динамику. Это, в свою очередь, выставляет новые требования к HR и, в частности, к найму подходящих к работе с персоналом. Бизнесу, для того, чтобы развиваться лучше конкурентов, нужно успевать привлекать таланты, так как если не успеешь, твой кандидат достанется конкуренту. С другой стороны, происходит стремительное проникновение новых технологий во все сферы. И вот они добрались и до HR, выводя профессию на качественно новый уровень и предоставляя массу новых возможностей. 

(Т): Что можно автоматизировать? Только ли те области в компании, где есть понятные и прозрачные бизнес-процессы?

(М.Х): Если есть понятный и повторяющийся процесс значит он будет автоматизирован. Сейчас автоматизируются административные функции, бухгалтерия, юридическая область. Везде, где есть рутинные операции и шаблонные документы. Все это становится уже возможным передать автоматике и современным машинам. 

Например, сейчас ресечер 80% времени тратит на дозвоны, звонки кандидатам с одинаковыми вопросами, назначения на встречи и напоминания о встречах. Вся эта работу еже автоматизирована. Пользователи сами обновляют контент о своем опыте работы на hh.ru, автоматизированные системы дозвона сами делают тысячи одновременных звонков, чат-боты проводят предварительный отбор и наиболее подходящих сами же приглашают на собеседования. А теперь представим, что у нас 10 ресечеров, 80% работы которых мы автоматизировали. Сколько времени высвобождается у них для других задач?

Или другой пример. Процесс подписания согласия об обработке персональных данных – обязательный элемент работы рекрутера, чтобы соответствовать требованиям федерального закона. Рекрутеру с каждым кандидатом нужно подписать согласие, а потом хранить бумагу. В нашей системе это уже можно делать автоматически. Компания, заменяющая рутинный процесс автоматическим, всегда сможет предоставить проверяющим органам подтверждение исполнения закона. 

(Т): Если у компании нет отлаженного бизнес-процесса, но она хочет автоматизировать какую-то часть HR-направления, с чего нужно начать?

(М.Х): Начинать что-либо всегда стоит с цели. Какого результата мы хотим получить? Хотите сделать просто модную штуку? Или хотите высвободить время рекрутера для других задач, получив, как итоговый результат, сокращение времени найма с нескольких недель до нескольких дней? Автоматизация и использование технологий - это один из путей для достижения целей. К слову, часто думают, что автоматизация сократит расходы. Далеко не всегда это приводит к сокращению бюджетов. Чаще всего это дает другие - более важные - для компании результаты.

(Т): Какие области HR уже сегодня могут быть частично или полностью автоматизированы? Подбор, оценка, обучение? Как это работает?

(М.Х): В подборе почти все уже автоматизировано, кроме проведения интервью и принятия решения. Видеоинтервью, к сожалению, не в счёт, так как только 10% соглашаются его проходить, и рекрутеры все равно проводят личные интервью. Оценка и обучение уже переведены в он-лайн формат, но им еще предстоит рефомация. Даже коучинг уже переводится в автоматизированные форматы. Но для топ-менеджмента он пока не заменит peer-to-peer работу. Документооборот, расчет зарплат тоже переводится в автоматизацию в крупных компаниях, так как там громадный объем рутинных процессов.

(Т): Ошибаются ли в прогнозах программы, использующие машинное обучение (ИИ)? Или процент их ошибки ниже, чем вероятность ошибки в прогнозе HR-специалиста, который опирается на свои знания, профессиональный опыт и интуицию?

(М.Х): Скажем так, если все настроено грамотно, то вероятность ошибки машины ниже вероятности интуиции. Ну или, если хотите, прогнозы машины скорее подтвердят хорошую интуицию. Ваш бизнес по-прежнему готов опираться на субъектные ощущения рекрутера или на цифры? Тогда мы идем к вам.

(Т): Готов ли наш бизнес к автоматизации HR-процессов? 

(М.Х): Да, и он уже это делает. Он основный заказчик HR-трансформации. В статьях бюджетов наших клиентов уже есть регулярная строка на пилотов и автоматизации. А компании, где этого нет, скоро будут наблюдать замену менеджмента. 

(Т): Вопрос из ряда "философских": HR, традиционно, история "про людей". При внедрении технологичных продуктов в эту область не исключается ли человек из цепочки? Не упраздняется ли функция HR в этом случае? Как вы видите развитие профессии в будущем, учитывая развитие технологий?

(М.Х): Почему же, вполне хороший вопрос. Посмотрите на профессию хирурга. Раньше он делал операции скальпелем, разрезая плоть. Сейчас он делает это с помощью механизмов, управляя ими через компьютерные устройства. Хирург по-прежнему нужен, но инструментарий его деятельности меняется. 

Аналогично с HR. У него появляются новые инструменты, но ставить задачи и принимать решения все равно пока нужно профессионалу. Чтобы оставаться и развиваться в современной профессии HR нужно отслеживать новые тенденции и пробовать, анализируя их эффективность. Умение анализировать и делать выводы, а также знание и понимание возможностей современных технологий – ключевые компетенции современного HR-специалиста.  

Издательский дом RETAILER

Издательский Дом RETAILER занимается развитием каналов коммуникаций для участников потребительского рынка более 10 лет. В управлении Компании находятся портал “www.RETAILER.ru. Ежедневные коммуникации”; деловые мероприятия в форматах RETAILER Сongress, RETAILER Club, Центры Переговоров по торговой недвижимости и технологиям для розничных компаний, а также Центры Закупок HoReCa.

Центр Переговоров ретейлеров и поставщиков технологий разработан в Издательском Доме RETAILER в 2015 году. Суть проекта - организация прямых эффективных переговоров между представителями розничных сетей и поставщиков технологий. В октябре 2016 года впервые проводился под слоганом #DETAILFORRETAIL

#detailforretail