Есть идеи и решения для розничных компаний?

Максим МОРОЗОВ: «Каждый 4 покупатель, что не находит товар на полке - уходит из магазина»

Опубликовано в Внутренние технологии 26.03.2018. Автор: Марина Елина

RETAILER Технологии поддерживает технологичные проекты на всех стадиях развития: от стартапа до ICO. А потому - вот вам свежее интервью со спикером VII Центра переговоров - Максимом Морозовым - руководителем перспективного технологичного проекта Intelligence Retail. О компьютерном зрении и «смерти» традиционного мерчендайзинга.


RETAILER Технологии (Т): Как появилась идея создания Intelligence Retail? Вы, наверняка, рассматривали аналоги и сравнивали тот продукт, что хотите дать рынку с тем, что уже есть на рынке? 

Максим Морозов (М.М): Мы здесь скорее говорим больше не о замене одного продукта другим, а об улучшении бизнес-процесса. Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются компании при продаже товаров FMCG - это контроль за соблюдением стандартов продаж. Производители инвестируют огромные средства в производство, логистику и планирование продаж, но покупатель в конечном итоге берет товар с полки в магазине. Сейчас контроль за полкой осуществляется в большинстве случае в ручную с помощью заполнения анкет. Этот процесс достаточно трудоемкий, ведь приходится искать товары на полке, считать количество фейсингов, переписывать цены, фиксировать промо-акции. Формирование такого отчета занимает много времени и в силу человеческого фактора его точность достаточно низкая. Мы пытаемся ускорить и упростить эту работу с помощью технологий компьютерного зрения. Используя наше приложение мерчендайзер может сделать фотографии выкладки - алгоритмы распознают изображения и оцифруют их, мгновенно предоставив требуемую информацию.


(Т): Я правильно понимаю, что упрощается работа мерчендайзера? Человеческая рабочая единица остается, но сама задача упрощается до, грубо говоря, использования смартфона? 

(М.М): Да, все верно, но заменить людей, непосредственно в выкладке нельзя, мы эту задачу пока не решаем. Никто пока ее не решает. Наша задача - снизить трудоемкость процесса контроля и сбора данных в точках продаж. Снижение трудоемкости, затрат на контроль, на подготовку или отчетность – все это ведет к снижению стоимости продукта. Что, в свою очередь, увеличивает конкурентоспособность компании и ее бренда. Получается, что первая выгода – в том, что мы понижаем себестоимость контроля за выкладкой, а вторая – уже положительное влияние на продажи, так как мы помогаем выявлять и исправлять несоблюдение стандартов выкладки в точке продаж. А это и: отсутствие товаров, неправильные ценники, неправильное размещение. Самая главная цель - это повышение наличия товаров на полке (OSA), потому что это напрямую влияет на динамику продаж, и мы позволяем контролировать этот показатель с высокой частотой. 


(Т): Информация о выкладке товара, о доле на полке, о ценниках автоматически попадает клиенту?

(М.М): Технически сейчас это работает следующим образом: полевой сотрудник с помощью нашего приложения вызывает функцию фотографирования, которая уже специально настроена на фотографирование выкладки и проверяет качество фотографии, снимает полки в магазине и эти изображения автоматически закачиваются к нам в облако. В облаке они распознаются и возвращаются уже в виде аналитики. Есть нейронные сети, которые предварительно настраиваются, обучаются под определенные категории, под определенные товары. Они «считывают» информацию и обрабатывая фотографию практически онлайн, отправляют отчет в приложение к пользователю. Специалист получает отчет, на который обычно уходят часы, в течение нескольких секунд. 


(Т): Нескольких секунд - это до минуты?

(М.М): 20 секунд - одна фотография, стеллаж. Если мы выберем какую-то категорию, например, 10-13 стеллажей, то вся категория может быть обработана в течение пары минут. Мы уже имеем подтвержденную точность на разных проектах и большом количестве SKU на уровне 96%, то есть ошибка распознавания гораздо ниже, чем если бы оператор в ручную обрабатывал фотографии. Качество данных выше, а значит аналитика, которая формируется на основе этих данных способствует принятию более качественных управленческих решений. Вы можете лучше направлять инвестиции в торговый маркетинг, определять болевые точки и проблемы с каналом продаж, а самое главное быстрее реагировать на действия конкурентов. 


(Т): С точки зрения компаний FMCG - всё понятно, а как розничные сети могут использовать технологию компьютерного зрения и искусственный интеллект для себя?

(М.М): У сетей схожие проблемы. Основная ценность нашего решения – это снижение показателя отсутствия товаров на полке или Out of Shelf. Каждый 4 или 5, по разным оценкам, покупатель, не найдя товар на полке, отказывается от покупки - такова статистика. Здесь сеть теряет деньги. Сейчас контроль за наличием на полках товара, в основном, ручной. Мы же предлагаем полностью его автоматизировать. У нас уже есть рабочий кейс, в эксплуатации, когда мы с камер фотографируем выкладку, система распознает её, понимает какие товары отсутствуют. Этот список отправляет во внутреннюю систему, где он обрабатывается розничной сетью - то есть, происходит сопоставление информации по стоку магазина и фактическому присутствию товаров на полке. На основе этого формируется «алерт», уведомление в магазин, что товар отсутствует на полке. Возможно он не довезён, не заказан, он может на складе быть, но не вынесен, но таким образом сотрудники магазина могут отрабатывать эти «алерты» и исправлять проблемы на полке. Почему это важно? Повышение показателя OSA на 4-5% дает рост товарооборота на 1-2%, что существенно, учитывая, что мы здесь всего лишь предотвращаем упущенные продажи.  Скажу честно, кейсов по распознаванию выкладки в сетях достаточно мало, даже в мировой практике и точно рано говорить о какой-то устоявшейся практике, но технология развивается и выгоды очевидны, а значит все больше и больше проектов подобного рода будут запускаться на рынке. Повышение наличия товара на полке выгодно всем: сети, поставщикам, а главное покупателям, значит у этого есть будущее. Я приглашаю вас в Skolkovo, где у нас реализован демо стенд в действующем магазине, который наглядно демонстрирует работу системы.

Издательский дом RETAILER

Издательский Дом RETAILER занимается развитием каналов коммуникаций для участников потребительского рынка более 10 лет. В управлении Компании находятся портал “www.RETAILER.ru. Ежедневные коммуникации”; деловые мероприятия в форматах RETAILER Сongress, RETAILER Club, Центры Переговоров по торговой недвижимости и технологиям для розничных компаний, а также Центры Закупок HoReCa.

Центр Переговоров ретейлеров и поставщиков технологий разработан в Издательском Доме RETAILER в 2015 году. Суть проекта - организация прямых эффективных переговоров между представителями розничных сетей и поставщиков технологий. В октябре 2016 года впервые проводился под слоганом #DETAILFORRETAIL

#detailforretail